НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА:
Читатели низкого уровня могут вычитать из текста такую информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко локализовать.
Читая художественные тексты, учащиеся могут: • найти и извлечь из текста ясно описанную деталь;
Читая информационные тексты, учащиеся могут: • Найти и извлечь информацию, которая в явном виде сообщается в начале текста.
Нарастающая фрагментарность, частичность картины жизни, которую читатель вычитывает из текста – это основное различие между высшим и низким уровнем понимания текста.
Читатели среднего уровня могут находить в тексте информацию, делать на ее основе умозаключения, используя при этом некоторые особенности формы и языка текста.
Читая художественные тексты, учащиеся могут:
• вычитывать события, действия и чувства героев, описанные в явном виде;
• строить умозаключения о свойствах, чувствах и мотивации основных героев;
• интерпретировать очевидные основания действий героев и давать простые объяснения;
• оценивать отдельные языковые и стилистические особенности текста.
Читая информационные тексты, учащиеся могут:
• найти и извлечь из текста две – три единицы информации;
• использовать подзаголовки, иллюстрации и информацию в отдельных рамочках для того, чтобы найти часть текста, содержащую нужную информацию.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА:
Читатели высокого уровня понимают существенные сообщения текста, могут делать собственные умозаключения, основываясь на тексте, оценивают как содержание, так и форму текста, обращают внимание на некоторые языковые особенности текста.
Читая художественные тексты, учащиеся могут:
• найти и опознать значимые детали, скрытые в разных частях текста;
• строить умозаключения для объяснения связи между событиями текста, между чувствами, намерениями и действиями героев и обосновывать свои выводы с помощью текста;
• связывать и интерпретировать события истории, действия и черты характера героев, описанные в разных частях текста;
• оценивать значение событий истории и действий героев для понимания сообщения текста;
• понимать значение некоторых языковых характеристик (метафора, интонация, образ).
Читая информационные тексты, учащиеся могут:
• найти и опознать нужную информацию внутри сплошного текста или в сложной таблице;
• строить умозаключения о логических связях отдельных сообщений текста для обоснования своего мнения; • связывать вербальную и визуальную информацию для обоснования связей между идеями текста;
• оценивать содержание и форму текста при обобщении его основных идей.
Читатели высшего уровня воспринимают текст целостно и в то же время понимают отдельные единицы текста в их взаимосвязи; опираются на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции.
Читая художественные тексты, учащиеся могут:
• связывать детали текста для понимания общих идей автора;
• интерпретировать события и действия героев для понимания их чувств, мотивов, целей и особенностей характера; обосновывать свои интерпретации, опираясь на содержательные и формальные элементы всего текста.
Читая информационные тексты, учащиеся могут:
• распознавать и интерпретировать сложную информацию из разных частей текста и обосновывать свои интерпретации, основываясь на сообщениях всего текста;
• связывать единицы информации из всего текста для того, чтобы объяснить значение сообщения текста и выстроить последовательность описанных в тексте сообщений;
• оценить и объяснить значение визуальных и вербальных элементов для понимания сообщений текста.